+996 559 50 01 66
+996 558 63 01 08
 Личный кабинет

Войдите в свой аккаунт

Логин*
Пароль*
Запомни меня

Завести аккаунт

Поля, помеченные звездочкой (*) обязательны.
Имя*
Логин*
Пароль*
Подтвердите пароль*
Email *
Подтвердите Email*
Captcha *
Мы продолжаем рубрику «Знакомство с авторами учебников».
 Сегодня расскажем о создателе национальных УМК по русскому языку — о Наталье Павловне Задорожной.
 
В 1982 году Наталья Павловна была направлена в целевую аспирантуру в научно-исследовательский институт преподавания русского языка в национальной школе Академии педагогических наук СССР (НИИ ПРЯНШ АПН СССР) в город Москву. Что такое целевая аспирантура? Это значит, что после завершения обучения специалист возвращается на то же рабочее место, с которого он выехал учиться. Для Н.П. Задорожной таким местом был Педагогический институт русского языка и литературы в городе Бишкеке, где она проработала 2 года. До этого Наталья Павловна была учителем русского языка в русско-кыргызской (или, как тогда говорили, смешанной) школе № 39 города Фрунзе (ныне города Бишкека).
 
Обучение в аспирантуре началось для неё с вопроса: «Как научить детей свободно общаться на русском языке?» Этот вопрос не появился неожиданно, не был предложен научным руководителем, этот вопрос шёл изнутри учителя русского языка как неродного, он был прочувствован. Ведь её профессиональная деятельность, как уже было сказано выше, началась в смешанной школе. Она работала и в русских, и в кыргызских классах, и ей очень хотелось, чтобы дети общались без препятствий.
 
Три года аспирантуры – поиск ответа на вопрос, с которым было связано профессиональное развитие Натальи Павловны. И ответ был найден. Правда, за этим стояла работа: долгие часы в библиотеке, общение с коллегами на конференциях, заседаниях секций НИИ ПРЯНШ АПН СССР, экспериментальные уроки в кыргызских школах, тесное общение с научным руководителем. В те годы Н.П. Задорожная открыла для себя психолингвистику, в частности исследования А.А. Леонтьева, коммуникативный метод, теоретически обоснованный Е.И. Пассовым. И именно это помогло найти ответ на вопрос, который был так важен в этот период профессиональной деятельности. Наталья Павловна поняла для себя: если мы хотим, чтобы ученики говорили на втором языке, важно опираться на текст - это начало. Текст – это приглашение к разговору, подсказка того, о чём и как говорить. И через работу над лексикой, над грамматикой, опираясь на текст, возможно подвести учащихся к самостоятельным свободным высказываниям. Причём заинтересованным, личностным. С этим Наталья Павловна вернулась в Кыргызстан. Продолжилось преподавание в Педагогическом институте русского языка и литературы, подготовка будущих учителей русского языка для кыргызской школы, началась работа над учебниками. В этот период был большой интерес к интенсивным методам обучения второму языку, в частности, к методике Китайгородской. Вызывали большой интерес интерактивные методы обучения. (Н.П. с 1998 года активно работа в программе «Развитие критического мышления через чтение и письмо»). И всё это органично вплеталось в имеющийся опыт обучения русскому языку как неродному. Первый учебник был опубликован в 2002 году. Это учебник русского языка для 11 класса кыргызской школы. Он победил на республиканском конкурсе и был рекомендован в качестве основного. Таким был первый, столь важный и ценный, опыт вхождения в работу над учебниками. Сложился интересный творческий коллектив, в который вошли практикующий учитель русского языка, вдумчивый педагог Мусаева Чинара Мусаевна, специалист по теории русского языка, глубокий методист Таирова Гульфира Камильевна. Началось сотрудничество с издательством «Аркус». Вышли учебники русского языка для кыргызской школы для 4 класса (2015 г.), для 5 и 6 класса (2018 г.), разработанные этим авторским коллективом. В 2021 году вышел учебник русского языка для кыргызской школы для 7 класса. Успешно проходит апробацию изданный учебник для 1-го класса. В целом, идёт интенсивная работа над созданием линейки учебников русского языка для школ с кыргызским языком обучения.
 
Перед отъездом из аспирантуры кто-то из однокурсников пошутил: «Поезжай, Наталья, продвигай методику преподавания русского языка в Кыргызстане!». Так и случилось. Учебники – ключевой инструмент в этом процессе, процессе внедрения перспективных идей в практику обучения, что позволяет удержать планку владения русским языком на высоте. Планку, которую в своё время подняли в Кыргызстане замечательные учёные Лев Аврумович Шейман, сёстры Валентина Григорьевна и Нина Григорьевна Каменецкие - учителя Н.П. Задорожной. Она гордится этим и старается быть достойным последователем того, что заложено ими.